Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Твердые бытовые (коммунальные) отходы (далее ТБО) являются результатом жизнедеятельности человека. Также к ТБО относят товары, которые в процессе их использования для удовлетворения личных и бытовых нужд утратили свои потребительские качества. Источниками образования отходов относятся: многоквартирные дома; садовые, дачные и огороднические партнерства; коттеджные поселки; группы жилых домов, здания и помещения.
На сегодняшний день Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами является частью Национального проекта «Экология».
Главными мероприятиями национального проекта, в числе других являются следующие:
Внедрение комплексов обращения с мусорными отходами.
Внедрение технологий по переработке материалов, запрещенных к утилизации путем захоронения.
Создание региональной службы контроля ликвидации незаконных свалок и полигонов.
Применение безопасных методов обращения с отходами, относящимися к 1 и 2 классу опасности.
Нейтрализация объектов, являющихся главными источниками ущерба
экологии.
1. Нормативно-правовое обеспечение
12 ноября 2016 года было принято постановление Правительства РФ «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами», в котором установлены правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Кроме того, в постановлении утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Также закреплена необходимость оснащения транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС при для транспортировании твердых коммунальных отходов[1].
Правила установили порядок осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
14 января 2019 года президент подписал указ о создании "Российского экологического оператора" - компании по формированию комплексной системы обращения с бытовыми отходами. Учредителем выступает Минприроды.
Кроме того, по указу президента к настоящему времени в процессе создания единая система учета мусора, в которой будут отражаться сведения об обороте твердых коммунальных отходов по каждому субъекту России в отдельности.
Президент постановил сто до 1 января 2023 года все временные полигоны должны быть закрыты, а несанкционированные свалки расчищены и рекультивированы.
Отходы классифицируются по опасности по шкале из V классов, где I класс – наиболее токсичные вещества, чрезвычайно высокой опасности, при попадании в природу они приводят к кардинальному изменению экологической ситуации, период восстановления отсутствует[2]. Ко II классу относятся высоко опасные вещества, последствия воздействия которых настолько велики, что природе требуется не менее 30 лет для восстановления. К III классу причисляют умеренно опасные вещества со средней степенью воздействия на окружающую среду, они приводят к изменениям, для восстановления которых требуется около 10 лет. IV класс –это малоопасные вещества, которые приводят к некоторым нарушениям в экологической системе, но они могут быть преодолены в течение 3-х лет. Для работы с I-IV классом отходов операторам отходов требуется получать лицензию. V класс отходов содержит вещества, наименее опасные для окружающей среды, которые не несут серьёзного изменения компонентам окружающей среды. Редко, когда отходы сепарированы по фракциям (классам), отнесение отходов к одному или другому классу зависит от процентного содержания веществ в полученной смеси. Стоит отметить, что на отходы V класса специальный паспорт не выдаётся, при этом к организациям, создающим данный вид отходов, предъявляется требование об их учёте и предоставлении ежегодного отчёта в контролирующие организации.
На 2018-ый год существует единая лицензия операторов на работу с отходами 1-4 класса, что нерационально, так как отходы 1-2 класса запрещено бросать, переворачивать (в упакованном виде), ударять, повреждать тару, в которой они находятся, при этом логистика отходов 3-4 класса сопряжена с меньшими трудностями. Возможно, следовало бы разделить уровни предоставления лицензий, допустив до работы с 3-4 классами большее количество фирм.
Учитывая экологическую значимость отходов 1-2 класса, Правительство Российской Федерации выделило специальный проект «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами 1-2 классов опасности» в рамках национального проекта «Экология». Сроки действия проекта определены на период 2019-2024 гг. [3]
Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из 11 Федеральных проектов и входит в направление «отходы», главной целью которого является эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. Несанкционированных свалок в границах городов.
В задачи проекта входят следующие[4]:
сформировать комплексную систему обращения с ТБО, которая включает ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они расположены;
создать условия для вторичной переработки всех отходов производства и потребления, запрещенных к захоронению.
В настоящее время в нашей стране, согласно данным статистики, каждый год город с населением ~ 1 млн. человек выбрасывает на прилегающие территории до 400 тысяч тонн ТБО. Это соответствует удельному выходу ТБО на одного человека ~ 350–400 кг в год. Методы борьбы с отходами за последние несколько лет в нашей стране не изменились, это захоронение, сжигание и частичная переработка отходов. Систему сбора и обработки мусора в нашей стране практически не обновляли в течение последних сорока лет. Мусор захоранивался на специальных полигонах, и такое полигонное захоронение по сей день остаётся основным методом борьбы с отходами. Сбор фильтратов и свалочных газов при этом не производится, что создает значительную экологическую опасность для окружающей территории. Рынок переработки твердых бытовых отходов в нашей стране можно сказать, не развит. Об этом свидетельствует сложившаяся в стране крайне нерациональная система обращения с ТБО: захоронение на полигонах/свалках – ~ 90-92% ТБО (36-37 млн. тонн в год); сжигание – не более 1,8% ТБО (~700 тыс. тонн в год); промышленная переработка – 3-4% ТБО (1,2-1,6 млн. тонн в год)[5].
В соответствии с постановлением правительства [1], региональный оператор является ключевым звеном новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами. За ним закрепляется ответственность за весь цикл жизни отходов организацию сбора, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение в специально отведенных для этого местах. Такая система должна функционировать в каждом регионе нашей страны. Зоны ответственности сторон в этой системе представлены на рисунке 1.